Личные отзывы
![](/imgs/reviews/000002_ava_3_1493901695.jpg)
Александр Кузьменко
Руководитель проекта 49ART
Мы очень рады, что проекту 49ART удалось собрать лучших российских специалистов по современному искусству. То, что все они, профессионалы международного уровня, нашли возможность выделить в их чрезвычайно плотных графиках время для участия, показывает, что мы делаем нужный проект.
Мы надеемся оправдать ожидания сообщества и активно развиваться дальше при содействии наших экспертов и друзей проекта. Кроме того, их оценка показывает, что результаты рейтинга действительно объективны, так как представляют собой общую картину мнений участников разных сфер: музейных специалистов, галеристов, кураторов, искусствоведов и аналитиков. Мы верим, что рейтинг 49ART способен помочь современному искусству выйти за рамки сложившегося арт-сообщества и получить признание у широкого зрителя, и мы чрезвычайно благодарны всем экспертам и консультантам, которые помогают осуществлению проекта своими идеями, советами и участием.
![](/imgs/reviews/000003_ava_1_1493898362.jpg)
Леонид Бажанов
Искусствовед, историк искусства, куратор, специалист по искусству второй половины ХХ — начала XXI в.
Понятно, что всех проблем один рейтинг не решит, но очень важно, что представители рынка включились в нашу работу. Приняв участие в этой затее, мы рассчитываем, что этот рейтинг станет реальным инструментом, позволяющим наладить связь между художественным и бизнес-сообществом, стать авторитетным ориентиром для тех и других.
![](/imgs/reviews/000004_ava_1_1493902053.jpg)
Елена Куприна-Ляхович
Основатель Е.К. АртБюро, куратор и арт-консультант
Я очень удивилась, что рейтинг создан настолько грамотно и в этой грамотности смело. Именно потому что здесь нет первых и последних, нет таких критериев, как цена продажи картин. Таких рейтингов еще не было.
![](/imgs/reviews/000005_ava_2_1493902362.jpg)
Ирина Горлова
Искусствовед, заведующая Отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи
Для того, чтобы музей не стал «замерзшим», необходимо следить за тем, что происходит в искусстве и выбирать художников, которые должны стать частью музея. Вполне вероятно, что рейтинг 49ART станет одним из инструментов, на который будет опираться закупочная комиссия в своем выборе.
![](/imgs/reviews/000006_ava_1_1493902575.jpg)
Ирина Степанова
Генеральный директор «Сотбис Россия»
Я считаю, что рейтинг, который предлагается вашему вниманию, очень важен, потому что он не будет носить звездного статуса, раздающего номера художникам. Инвесторам будет предлагаться поле для инвестиций, выявленное с помощью ведущих экспертов и кураторов, к мнению которых мы всегда прислушиваемся. «Сотбис» тоже будет пользоваться результатами этого рейтинга.
![](/imgs/reviews/000007_ava_6_1517917993.jpg)
Екатерина МакДугалл
Основательница британского аукционного дома MacDougall's
Нельзя забывать и не отдать должное, что, пожалуй, Россия – это единственная страна, которая на сегодняшний день учит художников рисовать. (…) Очень приятно видеть, что выбор [рейтинга 49ART] пал именно на станковую живопись, потому что если взять международное современное искусство, видно, что именно к рисованию, художественной школе, художественному мастерству мир готов вернуться если не завтра, то послезавтра, но обучиться рисовать в один день не получится. (…) Я думаю, мы все делаем очень хорошее нужное общее дело.
![](/imgs/reviews/000008_ava_2_1532447116.jpg)
Марина Ситнина
Исполнительный Вице-Президент Газпромбанка , директор корпоративной художественной коллекции Газпромбанка.
Я всегда была против всяких рейтингов, но я понимаю, что покупатели, коллекционеры, люди, которые проявляют интерес к искусству, должны иметь возможность полагаться на какое-то профессиональное мнение, иметь какие-то реперные точки. Это необходимо потому, что в безбрежном мире искусства, где каждый день возникает огромное количество продуктов художественного творчества, очень трудно ориентироваться людям, которые не являются специалистами по искусству и привыкли ориентироваться субъективными критериями, цифрами, понятными исчислимыми показателями.
И с этой точки зрения, я думаю, что рейтинг (49ART) очень нужен. Он поможет связать с арт-средой бизнес, людей, интересующихся искусством и имеющих средства, для того чтобы приобретать работы наших художников. Это необходимо, чтобы у нас сложился арт-рынок и для того, чтобы художники почувствовали себя полноценными членами мирового арт-сообщества и не отставали в тысячи раз (от зарубежных коллег) по своим потенциальным экономическим возможностям.
Не претендующий на то, чтобы разработать объективные критерии, рейтинг (49ART) честно говорит, что он основан на экспертном мнении. И это экспертное мнение, как мы видим, существует. Это мнение не может, не должно, не дай Бог, совпадать буквально, но мы видим, что есть некий экспертный консенсус… и я желаю этому рейтингу большого успеха.
![](/imgs/reviews/000009_ava_1_1532451560.jpg)
Дмитрий Озерков
Заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, руководитель Проекта «Эрмитаж 20/21», искусствовед, куратор.
Когда эта история (рейтинг 49ART) начиналась, я к ней тоже относился, как мы все петербуржцы, скептически: какой-то рейтинг, какие-то художники, кто эксперты, как он будет составляться. Но то, что все это работает – очевидно.
Я вижу, фраза о том, что художник находится в рейтинге (49ART), - это уже как некий знак, подобно тому, как в TWITTER’е и INSTAGRAM’е есть значок approved. Разумеется, важность таких начинаний (как рейтинг 49ART) проявляется в процессе движения, когда есть положительная динамика, когда с момента создания проходит уже несколько лет. Сейчас мы в начале пути.
В условиях, скажем так, отсутствующего включения России в мировой арт-рынок, отсутствия нормального функционирования рынка в России (российский рынок составляет 0,1% мирового арт-рынка), это (рейтинг 49ART) очень важный ход в правильную сторону. Подобного рода инициативы это путь дальше, путь к выводу российских художников на мировой рынок, на уровень мирового музейного признания.
![](/imgs/reviews/000010_ava_1_1532460036.jpg)
Сергей Попов
Искусствовед, историк искусства, куратор, основатель и директор галереи pop/off/art, преподаватель истории современного искусства.
В перспективе уже двухлетнего существования этого рейтинга (49ART) можно сказать то, что это инструмент, безусловно, необходимый.
Рейтинг является важным для коммерческих действий. Я скажу так, что продается и покупается в нашем мире (арт-рынка) вообще все, то есть коммерческие действия происходят абсолютно с любыми вещами, даже с теми, которые мы знаем на территории искусства, которые кажутся совершенно некоммерческими. На самом деле они все равно тоже дистрибутируются каким-то тем или иным образом на арт-рынке. Важность рейтинга в том, что среди множества коммерческих предложений выбираются те, которые значимы не только для арт-рынка, но и для истории искусства.
Кроме того, это открылось на второй год работы с рейтингом, можно говорить о своеобразном единодушии экспертов, которые между собой не просто не договариваются, но и не могли бы договориться, даже если бы и захотели.
Мнения и позиции экспертов меняются в течение года. И небольшое количество художников в рейтинге за год поменялось. Это очень важно, это значит, что мы (эксперты) следим за ситуацией. Но в целом (первоначальный) рейтинг остался объективным.
Рейтинг – это объективное мнение, которое вырастает из субъективного.