При поддержке:

Выставка Александры Галкиной «Прошу под стол»

30 Октября 2018

Выставка Александры Галкиной «Прошу под стол»

Третьяковская галерея представляет выставку Александры Галкиной «Прошу под стол».

Фото пресс-служба Третьяковской галереи

Проект, организованный совместно с компанией Smart Art, приглашает каждого зрителя почувствовать себя ребенком. В центре инсталляции — уставленный посудой стол, между ножками которого может свободно пройти человек. Под столом — ноги невидимых великанов, чье присутствие подчеркивают звуки голосов и звон обеденных приборов. На соседней стене — картины и рисунки, основанные на личной биографии художника, часть которых выполнена на обоях советского времени, напоминая об оставляемых повсюду детских каракулях.

Размышляя о музее, Александра Галкина выделяет задачу масштабировать, задавать символическую величину произведениям и авторам, вписывая их в историю искусства, потому что здесь острее, чем в любом другом культурном пространстве, чувствуется иерархия старшинства: старшие лучше знают, что делать младшим. Именно эта парадигма и осмысляется в работе, представленной на выставке.

Приглашая зрителей «под стол», Галкина буквально демонстрирует разницу между величием и физической величиной. Она увеличивает бытовые вещи до гигантского размера — как будто в руках мастера оказалась волшебная палочка, преображающая находящиеся рядом предметы. Но, делая привычное невообразимо большим, художник не преследует цели вызвать у посетителя головокружение от масштабности объектов. Галкина не старается выглядеть демиургом, наслаждающимся властью над зрителями, которые оказались в положении Гулливера в стране великанов. Гигантские бытовые предметы делают человека маленьким, но не ничтожным. Пройдя «пешком под стол», он получает доступ в мир, где разговоры взрослых слышатся иначе, а так высоко ценившиеся в детстве вещи вновь обретают значимость. 
По словам критика Людмилы Бредихиной, «проект Александры Галкиной в Третьяковской галерее мог стать легальной и вполне предсказуемой интервенцией независимой молодой художницы в пространство высокого институционального ранга. Но ее проект „Прошу под стол“ не так предсказуем — он выглядит совместной провокацией художницы и музея. При входе в галерею Саша Галкина выстраивает схематичную конструкцию в духе „Алисы в стране чудес“, и, видимая со всех этажей музея, эта конструкция превращает пространство Третьяковки со всеми текущими выставками в гигантскую тотальную инсталляцию. Запущен механизм альтернативного масштабирования — верх — низ, над — под, низкое — высокое, большое — маленькое, и все это теряет привычный смысл. Кажется, теперь действие коварного механизма может быть выявлено не только в схожем проекте Кабаковых „Где наше место?“. Оно обнаруживается всюду, в каждой выставке, открытой сегодня в Новой Третьяковке, и в работах самой художницы».

Александра Галкина родилась в Москве в 1982 году. В 1997–1998 годах участвовала в проектах «Школы авангарда», с 1998 по 2002-й — в акциях Общества «Радек». В 2003 году состоялась первая персональная выставка Галкиной в рамках программы «Эфемерное искусство» отдела новейших течений Третьяковской галереи. Участник выставок в Государственном Русском музее (Санкт- Петербург), Государственном центре современного искусства (Москва), Московском музее современного искусства, Музее Куму (Таллин), Музее современного искусства Варшавы, Музее Москвы, в Фонде Сандретто Ре Ребауденго (Турин), Центре современного искусства OUI (Гренобль), Палаццо Casa dei Tre Oci (Венеция), Центре современного искусства «Заря» (Владивосток), галереях Stella Art (Москва), Calvert (Лондон), XL-галерее (Москва) и др. Награждена специальным призом Stella Art Foundation в рамках ежегодного всероссийского конкурса «Инновация» в 2009 году. В 2010-м приняла участие в международной биеннале современного искусства «Manifesta 8»(Мурсия, Испания). В 2011–2014 годах сотрудничала с фондом В. Смирнова и К. Сорокина, а в 2018-м вошла в Российский инвестиционный художественный рейтинг «49ART» — неранжированный список, представляющий ведущих современных художников в возрасте до 50 лет.

Smart Art (Анастасия Карнеева и Екатерина Винокурова) — консалтинговая компания в сфере искусства, которая тесно сотрудничает с российскими художниками. Ее цель — повысить их узнаваемость, для чего компания предлагает комплексные программы продвижения и образовательные инициативы. Smart Art выступает посредником между молодыми художниками и новым поколением коллекционеров и предоставляет специальные платформы для их взаимодействия. Реализованные проекты: выставка Сергея Сапожникова в пространстве кинотеатра «Ударник», персональные проекты Дарьи Иринчеевой в московском представительстве аукционного дома Christie’s и Светы Шуваевой в Московском музее современного искусства.

Источник: Страна Ру