При поддержке:

От малых голландцев до «голубых фишек»: как инвестировать в искусство

26 Февраля 2020

Сколько нужно средств, чтобы начать инвестировать в искусство, когда вложения окупятся и выгодно ли приобретать старых мастеров — искусствовед и владелец галереи Сергей Попов составил для «РБК Pro» гайд по инвестициям в арт-рынок

Коллекционеры — это те, у кого есть личный интерес к покупке произведений искусства. Именно на них держится искусство, коллекционеры двигают его вперед. Инвесторы появляются только там, где уже созрела коллекционерская среда. Если десять или сто коллекционеров уже «проголосовали» за одного художника, то его работами может заинтересоваться один холодный инвестор. Он просто придет и купит этот актив, чтобы через некоторое время с выгодой продать. Это в идеале, в действительности же те, кто называет себя инвесторами в искусство, часто действуют эмоционально и допускают ошибки как с точки зрения искусства, так и с точки зрения инвестиций.

Коллекционер же не стремится расстаться с работами, так как покупает их для себя. Я сам одновременно и коллекционер, и инвестор. Это два совершенно противоположных режима: в одном случае приобретаю для себя то, что соответствует моему вкусу. В другом — смотрю на то, что может принести выгоду как можно скорее. Первое, что нужно отбросить инвестору, — соображения из разряда «нравится — не нравится» и «что скажут мои соседи». Очень важно, чтобы у него не было личного интереса к тому, чтобы владеть купленной вещью.

У коллекционеров и инвесторов есть одна общая черта. И те и другие приобретают не какие-нибудь, а значимые произведения искусства. Поэтому любой хороший коллекционер — это всегда отличный инвестор.

В какое искусство выгоднее вкладывать

Как это ни парадоксально, цены на работы некоторых авторов XVII—XIX веков не сильно отличаются от цен на современное искусство. Хорошую картину кого-нибудь из малых голландцев можно купить за $20–40 тыс. Причем в разных частях света цены примерно одни и те же. Это поражает начинающих инвесторов, они говорят: «Как же так? Прошло 300 лет, а картина толком не подорожала?» Или: «Вы мне предлагаете какое-то современное искусство, когда я могу купить малых голландцев за те же деньги!»

Парадокс именно в том, что второразрядное искусство своего времени действительно почти не растет в цене. Инвестору важно отличать просто хорошее искусство от лучшего, потому что именно лучшие работы будут самым выгодным вложением.

При этом современное искусство, то есть последних 70 лет и особенно последних десятилетий, растет наиболее высокими темпами. По темпам роста оно сейчас опережает модернизм и импрессионизм, XVII и XIX векá и даже старых мастеров.

Для инвестора рынок старых мастеров сложный. Он держится на единичных, всем известных позициях и именах. Их мало, и покупок тоже очень мало. Зато можно говорить о стабильности: картины старых мастеров всегда можно превратить в деньги, при любых бурях на финансовом рынке. Так, например, рынок старых мастеров вообще не пострадал во время экономического кризиса 2008 года, хотя рынок современного искусства в этот момент упал. Правда, он очень быстро оправился от удара и начал расти еще быстрее. В России это произошло чуть более резко и чуть менее благополучно: наши современные художники серьезно упали и медленнее вернулись к прежним позициям.

Как собрать инвестиционный пакет из картин

Цены на наиболее интересные работы стартуют от $50 тыс. Все что ниже — это просто личные приобретения, стоимость которых может разве что немного увеличиться со временем.

На российском рынке современного искусства имеет смысл инвестировать в пределах суммы $50–500 тыс. Чтобы работа существенно выросла в цене, придется ждать не менее трех лет. Спустя три года можно что-то продавать, но в основном лучше сохранить актив и подождать еще пару лет.

На арт-рынке, как и на рынке ценных бумаг, имеет смысл собрать своего рода пакет, в частности:

20–50% «голубых фишек». Это товар с максимальной ликвидностью, но с очень разной степенью инвестиционной привлекательности. Все зависит от того, по какой цене вы его приобретаете. О серьезном пакете «голубых фишек» можно говорить тогда, когда стоимость составляет от $100 тыс. и выше. В современном российском искусстве это 10–12 топовых имен, в том числе Эрик Булатов, Илья Кабаков, Владимир Янкилевский, Эдуард Штейнберг, Иван Чуйков, Михаил Рогинский, Семен Файбисович, группа АЕС+Ф и другие.
35–70% авторов, которые находятся в зоне роста. Цены на их работы обычно приближаются к отметке $20 тыс.
10–15% молодых художников. В этом сегменте возможен наибольший рост в процентном соотношении, но в деньгах он может оказаться несущественным. Например, вещь, купленная за две или три тысячи, вполне может подорожать в два или три раза.
При благоприятной конъюнктуре такой пакет вырастет за пять лет на 100–150%. Но не стоит стремиться к тому, чтобы распродать его полностью. Хорошая стратегия — продать товар на потраченную сумму (например, «голубые фишки» и несколько работ из среднего блока) и позволить остальным произведениям расти дальше.

Первые шаги

Итак, вы решили стать инвестором, пришли на рынок. Как быть? Проще всего обратиться к рейтингу. Второе, что нужно сделать, — обратить внимание на тех художников, кто выставляется в галереях.

Художник, чьи работы не представлены ни в одной галерее, — это очень подозрительно. Он либо совсем молодой, либо несговорчив, поэтому никто не хочет с ним работать, либо уже такой классик, которому не нужна поддержка галереи.

О рейтингах

В России есть два главных рейтинга современного искусства.

InArt. Это топ-100 с двумя разделами, для признанных и для молодых художников. В списке явно не хватает некоторых ключевых фигур. Например, там нет Павла Пепперштейна, Гриши Брускина и еще целого ряда значимых художников. Возможно, они не предоставили какую-то информацию, необходимую для работы сайта. Но несмотря на это, в целом InArt формирует правильную картину.
49ART. Все художники в этом рейтинге моложе 50 лет. Число 49 в названии — обозначение предельной возрастной планки; соответственно, каждый год кто-то из него выходит в силу возраста. Именно такой рейтинг специалисты считают наиболее точным, он даже позиционируется как инвестиционный.


Если вы собираетесь инвестировать в работы художника, то обязательно узнайте, сколько персональных выставок у него было в зарубежных музеях. Это правило работает во всем мире: хотите быстро найти самых выгодных художников на рынке, будь то российский, турецкий или аргентинский, — смотрите, кто из них выставляется чаще всего. И не просто выставляется, а имеет сольные выставки в зарубежных музеях. Опыт последних 15 лет показал: те российские художники, кто больше всего выставлялся в музеях в этот период, оказались сейчас одновременно наиболее востребованными и признанными.

Где и как покупать искусство

Арт-рынок делится на первичный и вторичный. Если вы покупаете работу в галерее или непосредственно у художника, это покупка на первичном рынке, а вторичный представлен в основном аукционами.

Галереи vs аукционы

Работы одного и того же художника на аукционе могут стоить меньше, чем в галерее. Зато аукциона приходится долго ждать и купить на нем получится только случайную вещь, необязательно ту, какую хочет инвестор. К тому же аукционное приобретение часто влечет за собой довольно высокие издержки. Покупая картину в Лондоне или Нью-Йорке, важно понимать, что ее транспортировка в Россию может обойтись в $3–10 тыс. при цене работы в несколько десятков тысяч долларов.

На что обратить внимание при заключении сделки

Мы в галерее pop/off/art сопровождаем каждую сделку:

счетом;
актом приема-передачи работы, который означает, что она передана владельцу;
сертификатом галереи;
бумагой, которая подтверждает подлинность, от художника или его наследника.
Если вещь пришла со вторичного рынка, прилагаем провенанс-документ — свидетельство от предыдущего владельца, через которого можно проследить всю историю покупок. Этого набора документов вполне достаточно.

Дополнительно можно заключить договор между покупателем и галереей. Но это необязательно — вы же не заключаете договор на покупку дорогого пальто в магазине. По сути, услуги галереи тоже ретейл-услуги.

Искусство онлайн

Во всем мире рынки искусства довольно консервативные. Доля онлайн-продаж на них очень низкая. Пока что у инвесторов весьма ограничены возможности покупки первоклассного искусства через интернет. Серьезные сделки заключаются, как правило, вживую. Да, некоторые художники продаются через Instagram. Кто-то об этом пишет, но информации недостаточно и проверить ее нельзя. «Инстаграм-арт» — это пока несерьезно, да и вряд ли станет серьезным. Когда покупатель приходит в галерею, он может узнать, сколько картин конкретного автора уже куплено и кем, и дальше действует исходя из полученной информации. А в интернете покупатели вынуждены просто делать выбор в пользу какой-либо вещи.

Разумеется, это не мешает топовым художникам создавать качественные интернет-презентации, сейчас почти у всех есть собственные сайты. Но ключевые авторы во всем мире по-прежнему продаются через галереи.

Что сейчас происходит на российском арт-рынке

Вот уже несколько лет российское искусство растет в цене. И если в нулевые рос в первую очередь дорогой и узкий сегмент, то сейчас это наблюдается в среднем. То есть коллекционеров стало больше, они покупают работы у большего числа художников и за меньшие деньги, чем в нулевые.

В начале 90-х на нашем рынке произошел взрыв, совершенно неожиданный для определенных сегментов искусства. В Советском Союзе современное искусство, которое тогда было в андеграунде и называлось «неофициальным» либо «другим», стоило плюс-минус ничего. И внезапно его оценили в иностранной валюте, так что даже небольшие суммы казались огромными на фоне девальвации рубля. Но этот стихийный взрыв не породил стабильного рынка, потому что не было никаких инвестиций в инфраструктуру.

В нулевые драйвером роста стали большие деньги, которые впервые пришли в искусство. Тогда же стало понятно, работы каких авторов можно считать «голубыми фишками» на этом рынке. Цены на Булатова и Кабакова, Янкилевского, Штейнберга, Рогинского, Чуйкова, Пивоварова, Файбисовича, Виноградова и Дубосарского, группу АЕС+Ф, Салахову, Пепперштейна, Кошлякова и Пушницкого выросли в разы, ровно до тех отметок, каких они действительно заслуживали.

Потом рынок пострадал от кризиса 2008 года и от санкций. Но к настоящему моменту ситуация выправилась за счет среднего сегмента. Высокая плотность покупок в нем выравнивает рынок и делает целесообразными более высокие вложения.

Во многом сегодняшний рост достигается за счет регионов. Новые покупатели сейчас появляются в целом ряде городов — Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Воронеже, Краснодаре. В целом можно сказать, что сейчас удачное время для входа на российский рынок: с наиболее значимыми именами все давно определились, инфраструктура создана и активна, а цены по-прежнему привлекательны, если сравнивать с современным искусством Европы или Азии.

Источник: РБК